Женщины в турецкой науке

Турция находится далеко позади многих развитых стран мира с точки зрения равноправия полов. Но когда речь заходит о положении турчанок в научном сообществе, все кажется не таким печальным.

«В Турции наблюдается более высокий процент женщин в тех дисциплинах, в которых традиционно доминируют мужчины даже в большинстве развитых стран», – говорит г-жа Sibel Irzık, координатор Форума гендерных и женских исследований университета Сабанджи.

Впервые обучение женщин в высших учебных заведениях стало возможным в Османской империи в 1914 году. Университет для женщин был создан на основе Стамбульского университета. Первый набор включал 22 девушек, которые могли учиться только на математическом, литературном или естественнонаучном факультетах.

Когда Османская империя проиграла в Первой мировой войне и столкнулась с экономическим кризисом, правительство решило закрыть женский университет. Студентки стали посещать занятия вместе со студентами мужского пола.

Ректор был категорически против. Он считал, что это противоречит принципам Ислама, и составил отдельную программу для студенток, чтобы они посещали лекции в другие часы. Женщин это не устраивало – они хотели учиться в таких же условиях и получать такие же знания, как и мужчины.

В 1921 году во всех турецких университетах было введено совместное обучение женщин и мужчин.

Уже в 1920-ых годах турчанки начали преподавать в университетах. Первая женщина-декан появилась в Турции в 1954 году, а первая женщина-ректор турецкого университета – в 1974 году.

На сегодняшний день в целом проблема гендерного неравенства в сфере высшего образования в Турции практически решена. Число студенток в университетах увеличилось с 36 процентов в 1983 до 48 процентов в 2011 году. Между 1986 и 2000 годами число студенток в научных дисциплинах было выше среднего, в общественных науках – равно среднему числу. Число студенток в технических науках не претерпело за минувшие годы существенного изменения.

В Турции работает 113 000 преподавателей. Из них 42 % – женщины, что ближе к западным, нежели к ближневосточным странам. В государственных университетах, которых в Турции большинство, 40 % преподавателей – женщины. В частных университетах их доля составляет 50 %. В среднем в ЕС число женщин-преподавателей составляет 38 %.

Что касается соотношения женщин и мужчин в преподавании различных научных дисциплин, то в медицинских науках женщин приблизительно 35 процентов (в Германии их 7 процентов; среднее число в ЕС составляет 17 процентов). В инжиниринге число преподавателей женского пола составляет приблизительно 20 - 24 процента, в то время как в Европе – от 8 до 14 процентов.

В то же время, женщины в Турции испытывают определенные трудности в продвижении по карьерной лестнице в науке. Так, всего 25 % профессоров – женщины. Если же посмотреть на число ректоров университетов, то дела тут еще печальнее – из 184 университетов всего в 14 пост ректора занимают женщины, что составляет 8 % от общего числа.

Впрочем, построению карьеры мешают не только гендерные стереотипы, но и традиционные женские обязанности: воспитание детей, сохранение семейного очага, работа по дому, забота о пожилых родственниках.

Источник