Почему в Беларуси почти не говорят о гендерных проблемах?

Почему многие жителей Беларуси не имеют представления о том, что такое гендерное равенство? С чем связана патриархальность белоруcского общества и нежелание менять гендерные стереотипы? Эти и другие вопросы стали предметом анализа гендерного сектора, проведенного рядом исследователей под эгидой организации «Офис европейской экспертизы и коммуникаций». Презентация итогового доклада прошла на днях в Минске. Эксперты, в частности, обратили внимание на патриархальность государства, некомпетентность СМИ и некоммерических организаций в понимании политики гендерного равенства. О том, почему анализ этой сферы сейчас особо актуален для Беларуси, Людмила Благонравова расспросила Светлану Зинченко – директора «Офиса европейской экспертизы и коммуникаций».

СЗ: Этот анализ для нас – не новость, потому что «Офис европейской экспертизы и коммуникаций» подходит к работе с сектором гражданского общества, разделяя его на субсекторы, понимая, что в каждом происходят свои тенденции, каждый строит свою деятельность, основываясь на своем анализе значимого окружения и так далее.

Гендерный – это один из многих секторов анализа, который мы делаем. Этот сектор нас заинтересовал, поскольку довольно много организаций в Беларуси, некоммерческих организаций, работают с темой гендера, и многие, работая с этой темой, не всегда четко понимают, что это такое. Поэтому мы решили посмотреть на это с точки зрения анализа.

Острота проблемы – в том, что до сих пор общество не очень понимает, что такое гендерные проблемы. И очень часто даже некоммерческие организации, которые работают в других сферах, подходят к вопросу о том, что такое гендерное равенство, чисто механически, трактуя это как одинаковое количество мужчин и женщин. На самом деле это ведь совсем не так. То есть этот анализ носит также просветительский характер.

ЛБ: А почему так воспринимаются гендерные проблемы? Почему осведомленность общества настолько низкая?

СЗ:
Наверное, потому что тех, кто продвигает эти вопросы, не так много. И в исследовании это отражено. В принципе, несмотря на то, что в государстве есть политика гендерного равенства, и есть механизмы, которые призваны обеспечить гендерное равенство, тем не менее, этот вопрос нельзя рассматривать как приоритет, как фундамент общественной жизни. Эта тема не на слуху, об этом нельзя услышать в средствах массовой информации.

И, наверное, те, кто в первую очередь этим занимается, – это некоммерческие организации, но у них тоже хватает проблем, и, с этой точки зрения, тех, до кого действительно доходит информация о важности этой проблемы, правда, очень мало.

ЛБ: Вы упомянули государство и механизмы, связанные с гендерной политикой…

СЗ:
Да, у нас есть правовая нормативная база, в которой закреплено равенство полов. Но в то же время, например, у нас нет механизмов судебной или какой-либо другой защиты этих прав при их нарушении.

У нас есть международные обязательства по достижению гендерного равенства как приоритета, которые наша страна выполняет, и, в принципе, декларирует политику гендерного равенства. Но у нас не было ярких и известных прецедентов, связанных с нарушением прав человека в этой области; то есть, нет и истории успеха по борьбе с нарушениями этих прав.

В целом, в Беларуси существуют многочисленные гарантии в этой сфере, но нет истории и механизмов.

Авторы исследования дают рекомендации, и, в первую очередь, это рекомендации государству, нацеленные на то, чтобы гендерная политика была фундаментом общественной жизни. Но рекомендации государству автоматически должны быть приняты и некоммерческими организациями, которые работают в сфере гендерного равенства. Рекомендации государству, по сути, являются также рекомендациями для адвокатирования и для некоммерческих организаций. То есть, государство будет выполнять рекомендации, если мы будем продвигать их в качестве нашего приоритетного интереса.

Речь в исследовании также идет об укреплении потенциала некоммерческих организаций, а именно повышения уровня их знаний, просвещения их целевых групп; то есть, укрепление их роли как ключевых организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере. Также есть аспект для профсоюзов, которые могут более плотно работать в профильном законодательстве по защите прав трудящихся, которые подвергаются гендерной дискриминации.

Кроме того, идет речь про подготовку лидеров, которые способны говорить ярко и публично в средствах массовой информации по теме гендерного равенства.

Источник