Женская идентичность и «кризис среднего возраста»
На днях был во френдленте отличный текст про «потухшие глаза» женщин старше 30:
«Недавно в ФБ один из мужчин доказывал мне, что 30-летнюю незамужнюю женщину можно сразу распознать по потухшему отчаянному и заискивающему взору. Почему тетке так плохо? А потому что она, старуха, никому не нужна. Он вполне согласился, что есть 30-летки без потухшего взора. Но это просто дуры, которые еще не поняли, что не нужны никому…».
Поскольку автор текста — женщина с психологическим образованием и широкими взглядами, то она прекрасно описывает и социальное давление, оказываемое на женщин, «уклоняющихся» от традиционного «женского щассья», и про дискриминацию одиноких людей, и про многие другие важные вещи.
Но я остановлюсь только на этом самом мифе про «потухшие глаза». Потому что он ведь не только в одиночество упирается, а еще и в женскую идентичность, позволяющую ощутить принадлежность к миру женщин, и признать женщиной себя.
Тема эта только кажется обширной, а меж тем социум предлагает женщине беспрепятственно «реализовать себя» всего лишь в двух-трех направлениях. Жена — самое поощряемое из них, есть еще мать и любовница, но это в общем-то «без_сексуальная, обслуживающая» и «гипер_сексуальная» его вариации. Попытка женщины реализовать себя в политике, науке, искусстве, социальных сферах, скорее всего будет воспринята окружением с удивлением, а некоторыми — даже с осуждением. Я уже не говорю о возможности просто жить_для_себя, (то есть не вступая в «законные отношения» с мужчиной, и, возможно даже, не рожая ребенка), в ответ на одно заявление о которой мужчины кричат «Да ведь это же — полный эгоизм!».
Меж тем для мужчин подобный выбор обществом не только не осуждается, но и считается «мудрым решением» и «социальной реализаций». Поэтому мужчина, рассуждая о своей идентичности, с гордостью и с чувством исполненного долга может сказать «Я много достиг. Я — незаурядная_личность/ выдающийся_ученый/философ/художник/писат
А как женщина себя идентифицирует в век цифровой съемки, фотошопа, моды, глянца и повсеместного культа молодости? В большинстве случаев — со свей внешностью, с тем, что она видит в зеркале. Бессознательно каждый раз проверяя увиденное на соответствие рекламному «эталону». Да, конечно, есть еще такие вещи, как образование, карьера, бизнес — но до 30 они слабо отражаются на внешности, а, следовательно, не столь ценны. До 30 внешность в самоидентификации отчетливо превалирует, и, чтоб согласиться с этим, достаточно послушать (или почитать) рассуждения женщин о собственной ценности (полезности).
В них женщины обычно начинают с известного: «Я — хорошая жена/мать/отличная_любовница/стройная/мо
И вот теперь представим, что случается женщиной «после 30», если вдруг она не замужем/не родила/вот_прямо_сейчас_не_имеет_любовни
Что же делать в этой ситуации? Ответ очевиден — искать другие сферы самореализации и через них строить свою идентичность, опираясь на личностные качества, а не на свою функциональную полезность (даже если речь идет о полезности одному-единственному конкретному мужчине, все равно есть смысл перенести фокус своего внимания с него на себя). Выращивать свой разумный эгоизм, когда во главу угла ставятся не чужие потребности (потребности «родного мужа» — это все равно чужие потребности, ведь вы с ним не одно целое, как бы церковь не напирала на подобную формулировку), а признавать собственные желания, и заниматься их реализацией. И не подменять собственные потребности потребностями мужчины. И тогда, помимо идентичности с прекрасным отражением в зеркале и идентичности с полезностью мужчинам, будет возможность думать о себе еще многими другими способами — как о счастливой женщине, достигшей своих желаний, как об успешном профессионале, как о замечательной подруге, как об интересной личности, да много еще как. И, что особенно приятно, эти способы думать о себе не исчезнут и не обесценятся после 30-летнего, 40-летнего и других возрастных рубежей. И чем будет их больше, и чем они будут разнообразнее — тем проще будет жить, выбирая из них то, что интереснее, актуальнее, нужнее в тот или иной промежуток времени.
Источник