8 марта – это не о цветах, а о критическом мышлении





Во многих странах 8 марта – день равенства прав мужчин и женщин. В других – это цветочно-конфетный праздник, который неравенство этих прав лишний раз только подчеркивает.

В Америке это в принципе не праздник – даже открытки в магазинах не продаются. Но так получилось, что опосредованно мы в школе заговорили о мужчинах и женщинах именно на неделе 8 марта.

Дело в том, что на уроках английского мы сейчас читаем и анализируем «Убить Пересмешника» писательницы – Пулитцеровской лауреатки Харпер Ли. Это сложная книга о нравах американского общества 30-х годов ХХ века. В ней на примере семьи Финч и их друзей показаны женские образы, подходящие под описание «хорошей южной девушки»: с хорошими моральными принципами, во всем угождающей мужу, покорно ожидающей мужчину дома, пока тот занят зарабатыванием денег и отстаиванием справедливости.

Мы обсуждали эти образы в классе, и кто-то сказал, что хорошо, что это книга о периоде почти столетней давности, ведь сейчас все уже по-другому – равноправие, все же, и мальчики засмеялись.

Тогда учитель показал нам слайды, где образ женщин объективизировался в стереотипной рекламе 50-х, не давая им шансов оказаться в месте, далеком от кухни. И попросил нас на следующий урок внимательно присмотреться к сказкам, книгам, телепередачам, шоу, современной рекламе. Мы должны были выявить в них обобщенные стереотипы.

Вот же мы повеселились, обсуждая, как принцы разных народностей всегда спасают беспомощных принцесс. Или как в мужском коллективе 7 гномов всегда было грязно, а вот пришла Белоснежка и все там убрала. Или же бедная Золушка, у которой лишь два варианта будущего – или принца найти, или же из золы выбирать горох и чечевицу. У Ариэель в «Русалочке» Диснея единственная мотивация – любовь к мужчине. Питер Пэн – это история о том, что мальчики навсегда остаются детьми, а девочки должны быть их матерями.

Но все же интереснее было изучать рекламу: от историй, где повсеместно женщины пакуют ланч детям в школу, готовят вкусную курочку, гуляют с детьми в парках.

Да, в 21 веке все это очень странно видеть в современной рекламе. Это не 50-е, когда показывали женщин с загадочными глазами, открывающих кетчуп (мол, неужели женщины могут это открыть?) или радующихся новой посудомоечной машине.

Думаете, современная реклама далеко ушла от ужаса 50-х? Мои одноклассники показали, что нет. Вот топ-3 рекламы, зацепившие меня больше всего:

– Недавняя реклама Mercedes: «Красота – ничто без мозгов» – показывает красивую девушку, которая пытается заказать бургер в библиотеке сначала громким голосом, а затем (когда ей указали, что она в библиотеке) и тихо – то есть красивая девушка не может быть умной, а умная красивой? Рекламщики Mercedes, вы это серьезно?

– в рекламе Golf Electric от VW: мужчины-путешественники, мужчина-астронавт, мужчина атлет-инвалид, занимающийся прыжками в длину. В это же время женщина спокойно сидит на скамейке с коляской и радуется тихой размеренной жизни на фоне проезжающего автомобиля – ей спокойно. Эту рекламу запретили в 2019-м из-за насаждаемых гендерных стереотипов. Ведь удовольствие от жизни и приключенческий дух – точно не зависят от гендера, не так ли?

Ну и последнее – реклама Target – одежда для младенцев. Реклама показывает младенца мальчика, который уже носит боди с галстуком, а у девочки боди с надписью «№ 1 маленькая сестра». А могло бы быть по-другому? Если вы зайдете на Амазон и начнете поиск для девочек – вам AI-алгоритмы выдадут платья принцесс, русалочек и золушек. Для мальчиков же будут ученые, космонавты, инженеры, строители и супергерои. Так что недалеко мы ушли от 30-х или 50-х.

Эти уроки английского языка показали нам, что праздновать 8 марта или нет – личное дело каждого. Но что точно сможет помочь, так это «включать мозги» и говорить о равноправии не только 8 марта. Важно развивать критическое мышление и лучше начинать с начальных классов школы. Распознавать стереотипы надо также умело, как и пропаганду. И важно не давать им управлять вашей жизнью, и ваших детей – кто бы они ни были – мальчики или девочки.

Соня Рашкован. Ученица 9 класса американской школы, лидер школьного самоуправления, Montgomery County, Maryland

Источник